Я хочу создать шедевр - как это сделать?
Все нижеследующее относится к категории «так думаем мы!» и не претендует на безусловную для всех истину в последней инстанции.
Эта статья - первый материал, который без упора на технические подробности (но с упоминанием оных, чтобы вы знали чего ждать) старается обобщить этапы работы над музыкальным видеоклипом (в частности AMV): что и в каком порядке можно делать для получения достойного результата.
Создание клипа – процесс не быстрый и в зависимости от увлеченности и сложности самой работы (количества и качества эффектов, величины исходного видео и многого другого) может занимать большое количество (от нескольких дней до полугода и более у людей неторопливых) времени.
Для начала рассмотрим тот софт (soft - программные продукты) которые могут нам понадобиться в процессе работы.
Допустим, видео материал который мы хотим использовать представляет собой обычный файл с расширением .avi. О других популярных форматах и как привести их к виду *.avi мы поговорим позднее.
1. Для предварительной подготовки видео и перевод его в «несжатый» формат нам понадобиться VirtualDub или VirtualDubMod (я пользуюсь последним, но разница наверно все таки есть :)).
2. Для монтажа, «сборки» нашего видео в клип (по крайней мере мы) пользуемся Sony Vegas (версии 6-7-8 с точки зрения наших дел не слишком принципиально отличаются). Можно пользоваться Adobe Primere, другой софт рекомендуем в меньшей степени – хотя бы потому, что как правило он много ниже по возможностям и куда менее популярен в профессиональной среде, иными словами, найти квалифицированную помощь в случае затруднений будет непросто.
3. Для создания видеоэффектов можно (если они просты) пользоваться все той же монтажной программой или специальными программами предназначенными для компоузинга (собс-но создания эффектов) в частности, Adobe After Effects или Eyeon Fusion (мы в основном используем последний, но тут на любителя - After Effects в России много более популярен).
4. Для последующего кодирования видео и превью-версии будем пользоваться все тем же VirtualDubMod.
Также в процессе работы нам могут понадобиться:
1. Редактор картинок, например Adobe Photoshop
2. Создания 3D – например 3D-Max или Bryce.
Может использоваться и другой софт по выбору и необходимости, но это набор который (мы например :)) используем регулярно.
Далее.
Вопрос с чего начать индивидуален. Как правило, создание видеоклипа начинается с идеи. Например, «я посмотрел это аниме и хочу делать на него клип!»или «Я хочу сделать клип на эту музыку!», но как правило все такие идеи приходят к виду «эта музыка подойдет» или «это аниме (исходное видео) подойдет». Такой набор изначального видео и музыки для клипа называется сочетанием м/в, или музыка/видео.
Считаем, что видео вы посмотрели хотя бы пару раз и музыку знаете хорошо.
Примерно в этом месте и следует остановиться первый раз, прежде чем сесть за видеоредактор. Просто хорошая музыка и просто хорошее видео, даже если они очень хорошо друг другу подходят, это еще не все. В этот момент решается идея клипа, т.е. на самом деле «про что» он будет. Не обязательно здесь должен присутствовать сложный, да и вообще какой-либо сюжет (хотя многие ценители любят сюжетные клипы больше остальных). Решение может приниматься на уровне «на проигрыш покажу развалины, потом быстрый момент музыки – роботы дерутся, потом на этот удар взрыв, разлетающиеся бабочки и трупик главного героя». Это тоже идея и то же «про что». Фактически, прикидывается примерный сценарий клипа – что на какой момент музыки будет происходить в кадре. Насколько точно это будет расписано – как в примере или посекундно, в голове или на бумаге – но только после этого стоит переходить к следующему этапу.
Да, даже если ваш «план» клипа очень подробен, вероятно в процессе дальнейшей работы он подвергнется еще корректировке и изменениям. Ничего страшного в этом нет – все равно по готовому наброску работать будет проще и велика вероятность не получить просто бессмысленную мешанину кадров. А если и так, у вас всегда будет возможность выложить в комментарии к клипу свой сложный концепт и оправдаться :).
Следующий этап – предварительная нарезка исходного видео.
Если у вас достаточно большой исходник (исходное видео будем называть так), или он закодирован, например, кодаком x264 (чтобы определить см. статью «кодаки, контейнеры и кодирование»), а компьютер не графическая станция, высока вероятность, что видео редактор с вашим видеорядом может сильно тормозить, в клипе - выскакивать лишние кадры и случаться прочие неприятности (см. статью «технические особенности монтажа»). Чтобы этого избежать, имея приблизительный план – сценарий вы можете предварительно вырезать сцены с помощью «VirtualDubMod» например, и сохранить их как «несжатое видео». Впоследствии это даст готовый набор сцен для «сборки» в видеоредакторе без дополнительных неприятностей. Комсомольцы (которые трудностей не бояться :)) могут этот пункт пропустить.
Если исходный материал разнороден (полнометражка 720*480 и три серии сериала 720*360 например) их сначала стоит привести к одному размеру. Как правило это можно сделать так:
1. Проверить «кватратный» ли пиксел на обоих исходниках (pixel aspect ratio – par должно быть равно 1, а не 0,9 или что-то еще). Если нет, сделать таковым через VirtualDubMod (VDM) (см. статью «технические особенности монтажа»).
2. При необходимости обрезать черные поля видео
Если в результате исходники все равно разного разрешения, следуйте указаниям статьи «технические особенности монтажа».
На этом же этапе подготавливаются (при необходимости и возможности) 3D – сцены и картинки для вставки в клип. Фактически – готовиться т.н. «футаж», подготовленный видеоматериал.
Собственно монтаж. Основные задачи монтажа, по нашему мнению, это:
А) Сборка клипа с отражением идеи (сценария) – чтобы он не потерялся в желании вставить все понравившиеся сцены)
Б) Синхронизация
Если о первом мы уже много говорили и с ним (надеюсь) все более или менее понятно, то второе вопрос весьма важный. На профессиональных форумах замечание «синхры нет/плохая» весьма распространены, а «почувствовать» необходимый баланс в этом вопросе удается не сразу.
Итак, синхронизация – это соответствие видеоряда музыке по динамике и переходам. В идеале, при хорошей синхронизации, ваш клип выглядит профессионально работой именно на ЭТУ музыку, а то и лучше – как хорошая озвучка к фильму. Собственно, как делать синхронизацию: для этого надо предварительно очень хорошо и желательно на хороших наушниках/колонках послушать музыку. В музыкальном треке, как правило, можно выделить несколько уровней звука. Сначала определяется основная мелодия:
1 Отдельные части, отличающиеся по темпу и мелодии (характерно в основном для инструментальной музыки)
2 Повторяющиеся кусочки мелодии (как куплет/припев)
3 Проигрыши и т.д.
Это отдельные смысловые части, которые лучше попробовать обыграть в вашем клипе. Как - вопрос конкретной работы. Можно показывать новую сцену на новую часть, можно еще что-либо, но это основные детальки, на которые логически разделен клип. Однако это еще не все.
Далее определяются более сложные музыкальные элементы:
1 начало/переходы гитар
2 ударные
3 вступление/прекращение игры конкретных инструментов
4 моменты тишины
В зависимости от конкретной мелодии таких элементов может быть множество.
Здесь, после отслушивания музыки, стоит остановиться второй раз. И определиться, на что будет делаться синхронизация. В первых работах не стоит пытаться синхрить «на все» - шанс что получиться эфемерен, это придет с опытом – если не надоест. Допустим, мы решили сделать синхронизацию на гитарные переходы, так как они подходят к динамике нашего клипа и хорошо слышны, а в одном месте показать драку под дробно стучащие почти без других элементов барабаны.
Ставим на началах/концах и пиках гитарных переходов метки в видеоредакторе, отмечаем начало и конец барабанов – в нашем случае, каждый отдельный удар, скорее всего, и так будет видно по «пикам» отображения звуковой дорожки.
Для гитар (т.е. основного темпа синхронизации) мы ставим смену кадров/сцен или эмоций на моментах смены одного гитарного перехода другим и наиболее эмоциональные и напряженные моменты (робот в прыжке достигает верхней точки, например) на «пик» звучания инструмента. Раскладываем в видеоредакторе наш подготовленный видеоматериал согласно плану и отмеченным музыкальным моментам. Это, как правило, один из самых долгих этапов работы – собственно монтаж :). После раскладки подгоняем с помощью предварительного просмотра чтобы по ощущениям видео и музыка «совпадали» максимально – при хорошем слухе – на слух, иначе по таймлайну (полоса отметок времени в видеоредакторе) и меткам.
Но вернемся ко второму примеру синхронизации – барабанам. Если дробь очень быстрая, даже драку со взрывами не стоит «синхронизировать» (ставить резкое движение или, тем более, смену кадров) на каждый удар. По возможности стоит выделить более резкие удары и акцентироваться на них. Четкая реакция видео на музыкальные акценты должна быть, НО клип должен выглядеть приемлемым для просмотра. Не стоит увлекаться таким приемом как «стробоскоп» (мигания в черный или белый) для достижения синхронизации и реакции на музыкальные удары, так как этот прием в 99,9% случаев выглядит хуже, чем тоже видео без него.
Здесь же, на этапе монтажа, при необходимости ведется работа с масками. Маска – это монтажный прием, когда «вырезается» одно изображение и накладывается на другое. Как правило, инструменты для создания масок содержат уже программы монтажа. Также они обязательно включены и в программы компоузинга (создания видеоэффектов), и если у вас много масок, тем более динамических (когда «вырезанный» персонаж двигается), зачастую имеет смысл пользоваться программами создания эффектов как более мощными и функциональными в этом отношении.
Что же, будем считать, что затратив время и силы мы собрали «костяк» нашего клипа и основную синхронизацию.
Следующий этап – создание (дизайн) видеоэффектов.
Как будут выглядеть эффекты, хотя бы примерно, лучше решить заранее: например, «тут все будет в зеленых тонах, а тут персонаж разлетится бабочками». Схема эффектов также часто корректируется в процессе работы над ними. Количество эффектов зависит от вашей идеи – главное помните, что прежде чем применить какой-то эффект, стоит спросить себя «зачем он нужен именно здесь?» и только в случае положительного ответа приступать к работе над конкретным кусочком видео.
Есть стандартные приемы – как, например, прошлое показывается «в дымке» или с эффектом старой кинопленки. Пользоваться ими можно, но не обязательно – здесь, как и на этапе идейного описания работы, наибольшая свобода творчества.
После чего остается только сохранить ваш шедевр в несжатом формате и грамотно закодировать его с помощью VDM, не дав мерзким квадратным пикселям разрушить все очарование нового клипа :).
|